Джей джи баллард. Карта балларда на русском языке

Творец трансгрессивных фантазий Джеймс Баллард стал самой яркой, неординарной и запоминающейся фигурой в литературе Англии второй половины 20 века. Первую известность автору принесли сборники рассказов и романы, затем уже начали публиковать психологические триллеры, которые и послужили причиной множества споров среди критиков и читателей.

Джеймс Баллард: биография

Родился будущий писатель в 1930 году, 15 ноября. Его отец был британским дипломатом, поэтому не удивительно, что мальчик появился на свет в Шанхае. Вторая мировая война застала семью в Китае. В самом начале войны маленького Джеймса с родителями поместили в концлагерь для гражданских лиц, принадлежавший Японии.

После окончания войны семья была освобождена и вернулась в Лондон. Здесь Баллард Джеймс начинает ходить в школу, по окончании которой поступает в BBC Великобритании. Огромное влияние на будущего писателя в годы учебы и работы оказало сюрреалистическое искусство.

Первый роман и другие произведения

С 1956 года начинает свою писательскую деятельность Джеймс Грэм Баллард. Поначалу он публиковал небольшие рассказы, которые с радостью принимали научно-фантастические журналы. Только в 1961 году выходит первый роман писателя - «Ветер ниоткуда», написанный в жанре романа-катастрофы.

В 1970 году писатель публикует десятый сборник рассказов - «Выставка жестокости». Книга принесла Балларду настоящую известность, вызвав множество споров и волну критики. Многие из произведений, вошедших в нее, лишь отчасти могли называться научно-фантастическими. Балларда никогда особенно не интересовали такие традиционные атрибуты этого жанра, как технологии, прогресс, иноземные цивилизации, будущее и тому подобное. Особое внимание писатель уделял психологическим изменениям в человеке под воздействием экстраординарных обстоятельств. Именно эта страсть Балларда к человеческой природе наиболее ярко проявилась в сборнике. Героями писателя стали люди, одержимые фобиями, идеями, болезненной страстью к различным формам насилия.

Психические отклонения как источник вдохновения

Продолжением этих идей стал роман «Автокатастрофа», написанный в 1973 году. В произведении Дж. Г. Баллард описывает сексуальное удовольствие, которое получает его герой от автомобильных катастроф. Персонаж постоянно прокручивает в своей голове сюжеты всевозможных аварий, участниками которых становятся даже Элизабет Тейлор и Жаклин Кеннеди. Американский издатель, получив эту рукопись для публикации, вернул ее обратно, назвав автора умственно нездоровым.

Все последующие публикации писателя также были посвящены различным психическим патологиям. Только в 1979 году меняется тематика произведений Балларда. Вскоре свет увидели роман «Фабрика бескрайних рез», носящий эротический характер, и автобиографические произведения «Империя Солнца» и «Привет, Америка».

Сокрытое в подсознании

С 80-х годов 20 века Баллард Джеймс переключает свое внимание на темные стороны человеческого подсознания. В ничем не примечательных, бытовых, повседневных ситуация автор показывает читателю скрытое насилие. Такими стали романы «Обезумевшие», «Кокаиновые ночи», «Суперканны», «Люди Миллениума».

Балларда считали одни из ведущих языковых стилистов Англии, часто брали интервью и интересовались его мнением относительно политических и общественных событий. Однако сам писатель не любил бывать на публике, никогда не участвовал в политической или общественной жизни, не уделял внимания развитию Великобритании. В 70-х годы Баллард переехал в пригород Лондона - Шеппертон, где прожил до конца своих дней.

Автобиография и смерть

В январе 2008 года выходит автобиографический роман «Чудеса жизни». За два года до этого писатель признался в интервью газете «Санди Таймс», что ему поставили страшный диагноз - рак простаты. Именно болезнь подвигла Балларда на написание своей биографии.

Скончался писатель в Лондоне 19 апреля 2009 года в возрасте семидесяти девяти лет. Такой жизненный путь прошел Джеймс Баллард.

«Высотка»

Книга начинается очень урбанистично. К сдаче готовится огромный строительный объект, состоящий из пяти жилых комплексов - высоток. Именно в одном их этих зданий и будут происходить события романа. Высотка превратится в своеобразный город, где жильцы будут разделены на общественные классы: нижние этажи, где квартиры наиболее дешевые, займут официантки, стюардессы и прочие представители низкооплачиваемых профессий, а на самом верху угнездятся пентхаусы богатейших и известнейших представителей элиты.

Баллард Джеймс, избирая главного героя из всего этого многообразия, останавливается на представителе среднего класса. Это Роберт Лэнг, занимающий квартиру на двадцать пятом этаже. Мужчине недавно исполнилось 30 лет, он преподает в медицинской школе и пытается оправиться от развода.

Это произведение относится к числу романов, посвященных урбанистической катастрофе. «Высотка» представляет собой не антиутопию, как может показаться на первый взгляд, это скорее психологический триллер, который показывает, как современный человек медленно деградирует под воздействием развивающихся технологий.

«Выставка жестокости»

В сборник вошло девятнадцать рассказов, объединенных одной тематикой. В произведениях автор последовательно обращается к различным патологиям и отклонениям в поведении людей. Как отмечалось выше, книга имела очень противоречивые отзывы, однако, несомненно, сделала Балларда известным.

Только в 2012 году сборник вышел на русском языке. Перевод Виктора Лапицкого, по мнению критиков и читателей, получился очень удачным. Единственным недостатком стала ограниченность издания - всего тридцать экземпляров.

«Империя Солнца»

Джеймс Баллард, книги которого в большинстве своем получали самые разные оценки, обращался в своем творчестве и к своему прошлому. Примером такой работы стала книга «Империя Солнца». Произведение рассказывает о жизни в китайском концентрационном лагере во время японской оккупации. В основу легли те несколько лет Второй мировой войны, когда Баллард был еще совсем мальчишкой. История правдиво рассказывает о смертях, попытках выжить, голоде, жестокости людей друг к другу. Самое удивительное в книге то, что здесь нет никаких моральных оценок. Все происходящее видится глазами ребенка, который приспосабливается к тяготам войны. Можно сказать, что это практически сборник фактов, свидетелем которых был сам автор.

В 1987 году роман вышел на экраны. Режиссером стал Стивен Спилберг, а главную роль сыграл тогда еще совсем молодой Кристиан Бейл. Баллард был невероятно восхищен актерской игрой последнего, как и большинство критиков. Однако сам фильм получил весьма неоднозначные отзывы.

«Кокаиновые ночи»

Этот роман, опубликованный в 1996 году, представляет собой очень странную смесь антиутопии и детектива. На средиземноморском побережье Испании в одном из элитных курортов совершается изощренное убийство. Главный герой произведения берется за любительское расследование. Однако Баллард Джеймс и здесь не изменил себе: основной темой романа становится не поиск преступника. Здесь поднимаются куда более важные вопросы: что может встряхнуть современное буржуазное общество, пробудить его от хранимого высокими оградами особняков, антидепрессантами и спутниковым телевидением?

Произведение, как и все творчество Балларда, затрагивает вопросы самой человеческой природы, моральные принципы и понимание добра и зла.

«Суперканны»

Роман вышел в 2000 году и стал своеобразным тематическим продолжением «Кокаиновых ночей». События вновь разворачиваются на средиземноморском побережье, но уже не на элитном курорте, а в бизнес-парке. Герою предстоит вновь попасть в детективную историю и разгадать темные тайны, которые скрывают представители современного бизнеса.

Бывший авиатор Пол Синклер со своей женой Джейн приезжают в бизнес-парк «Эдем-Олимпия», расположенный на Лазурном берегу. Здесь Джейн должна занять место педиатра и терапевта. До недавнего времени эту роль исполнял Дэвид Гринвуд, который обезумел и в ярости застрелил десять человек. Героям Балларда предстоит узнать, что сводит с ума людей, какие тайны скрывает благополучный терапевтический комплекс и насколько заразным может быть насилие.

«Чудеса жизни: от Шанхая до Шеппертона»

Последняя Балларда, в который писатель очень откровенно рассказывает историю своей жизни. Сначала читатель оказывается в Шанхае, где прошло детство автора, затем описывается заключение в концлагере для интернированных (не так красочно и подробно, как в «Империи Солнца»). После окончания войны семья Балларда возвращается в Британию; страна разорена войной. Затем начинается рассказ о творческом становлении писателя. Баллард очень откровенно повествует о первых попытках написания рассказов, о причинах, которые подвигли его создать «Выставку жестокости». Но не только творчеству уделяет время писатель. Рассказывает он и о том, как тяжело быть отцом-одиночкой, которым он стал после смерти жены.

Книга стала настоящим подарком для фанатов творчества Балларда.

Небольшой вывод

Многое могут сказать о писателе книги, биография и сборник произведений. Джеймс Грэм Баллард предстает перед читателем как человек, видящий те опасности, что таит современное общество. Его книги - не сумасшествие, а предостережение. Увидев еще в детстве звериные лица людей, склонных к насилию, он неустанно предупреждает человечество. Напоминает о нелицеприятной стороне нашей натуры, с которой необходимо бороться.

Джеймс Грэм Ба́ллард (англ. James Graham Ballard, литературная форма J. G. Ballard; 15 ноября 1930 - 19 апреля 2009) - английский писатель, одна из крупнейших фигур английской литературы второй половины XX века.
Первоначально известность ему принесли научно-фантастические рассказы и романы, а позже также психопатологические триллеры («Автокатастрофа», «Бетонный остров» и др.).
Биография
Джеймс Баллард родился 15 ноября 1930 года в Шанхае в семье британского дипломата. Во время Второй Мировой войны находился вместе с родителями в шанхайском японском концлагере для гражданских лиц. После освобождения переехал в Лондон, где по окончанию школы поступил в ВВС Великобритании. На Балларда большое влияние оказало искусство сюрреализма. С 1956 года стал публиковать рассказы в научно-фантастических журналах. В 1961 году вышел его первый роман «Ветер ниоткуда» - как и последующие два - написанный в жанре романа-катастрофы.
В 1970 году выходит десятый сборник рассказов Балларда - «Выставка жестокости», принёсшая писателю скандальную известность. Включённые в книгу рассказы лишь самым отдалённым образом подпадали в категорию НФЛ. Балларда и раньше меньше всего интересовали такие аспекты НФЛ как прогресс, технологии, будущее, иноземные цивилизации и проч. - его основное внимание было сосредоточено на изменении психологии человека в силу самых экстраординарных обстоятельств. «Выставка жестокости» перенесла акцент прозы писателя с психологии на психопатологию: отныне герои Балларда были одержимы различными идеями, фобиями и болезненной страстью к насилию.
Кульминацией нового периода творчества стал роман «Автокатастрофа» (1973), в котором писатель установил сексуальную связь между человеком и автомобильными авариями (их процессом и последствиями), доведя героя до полной одержимости проектированием смерти в автокатастрофе. В романе Баллард устами своего героя разработал смерть для Элизабет Тейлор, в другом рассказе того же времени был написал план убийства Жаклин Кеннеди. Американский издатель вернул рукопись обратно в Англию с пометкой «Автор явно патологически болен». Через пару недель после написания "Автокатастрофы" Баллард перевернулся на машине и влетел на встречную полосу. В 1996 по "Автокатастрофе" Дэвид Кроненберг снял одноименный фильм. За "Автокатастрофой" вышли романы «Бетонный остров» (1973) и «Высотка» (1975) - также представлявшие психологическое искривление сознания человека, загнанного в безвыходные ниши большого города.
Отходом от урбанизированной тематики стали новые романы «Фабрика бескрайних грёз» 1979 года (сюрреалистическая феерия эротического характера), «Привет, Америка», «Империя солнца» (автобиографический роман, по которому в 1987 году Стивен Cпилберг поставил одноимённый фильм). С 1980-х гг. новая тема Балларда - раскрытие тёмных сторон человеческого подсознания в поступках обычных людей, впитавших тщательно измеренные автором микродозы насилия - романы «Обезумевшие» (1988), «Кокаиновые ночи» (1994; и его более разработанная версия «Суперканны», 2000), «Люди Миллениума» (2003).
Баллард признаётся одним из ведущих английских языковых стилистов и провидцев. У него охотно берут интервью на злободневные темы, хотя сам писатель мало появляется на публике, не участвует в какой-либо общественной или литературной деятельности Великобритании. С 1970-х гг. Баллард живёт в лондонском пригороде Шеппертон. Последний роман («Царство божие») вышел в 2006 году.
В январе 2008 вышла автобиография Балларда «Miracles of Life» («Чудеса жизни»), и в интервью газете «Санди Таймс» Баллард сказал, что в середине 2006 г. ему поставили диагноз «рак простаты», и это подвигло его написать автобиографию.
Сайт Дж. Балларда: http://www.jgballard.com/

Джеймс Грэм Баллард (James Graham Ballard) - британский писатель-фантаст, классик жанра, один из ведущих авторов, провозвестников и апологетов движения т.н. «новой волны» (new wave), ее британского фланга (наряду с Олдиссом, Муркоком и др.).
Джеймс Баллард родился 15 ноября 1930 года в Шанхае в семье британского дипломата. Во время Второй мировой войны находился вместе с родителями в шанхайском японском концлагере для гражданских лиц. После освобождения переехал в Лондон, где по окончании школы поступил в ВВС Великобритании. На Балларда большое влияние оказало искусство сюрреализма.
С 1956 года стал публиковать рассказы в научно-фантастических журналах. Уже в этих ранних рассказах проявились основные особенности его творческой манеры: богатство фантазии, усложненная метафоричность, стилистическое изящество, парадоксальное восприятие действительности. В 1961 году вышел его первый роман «The Wind from Nowhere» - как и последующие три - написанный в жанре романа-катастрофы. Роман был написан Баллардом за две недели отпуска, чтобы, по его словам, понять, что значит быть профессиональным писателем. После успешной публикации произведения в 1962 году он оставляет работу редактора в журнале «Chemistry and Industry» и полностью посвящает себя литературе.
В 1964 году в журнале «Новые миры» (New Worlds) наряду с большой редакционной статьей была опубликована статья Дж. Г. Балларда, в которой были сформулированы основные принципы нового направления фантастики, позже названного Джудит Меррил «новой волной»: высокие литературные стандарты, новые темы, углубленный акцент на «человеческие измерения». Его программной целью было исследовать психологию человека в условиях современного большого города, какую роль могут иметь секс и насилие для его экзистенциального выживания, и какие формы они могут приобретать.
В 1970 году выходит десятый сборник рассказов Балларда - «The Atrocity Exhibition», принёсшая писателю скандальную известность. Включённые в книгу рассказы лишь самым отдалённым образом подпадали в категорию научно-фантастической литературы. Балларда и раньше меньше всего интересовали такие аспекты фантастики как прогресс, технологии, будущее, иноземные цивилизации и проч. - его основное внимание было сосредоточено на изменении психологии человека в силу самых экстраординарных обстоятельств. «The Atrocity Exhibition» перенесла акцент прозы писателя с психологии на психопатологию: отныне герои Балларда были одержимы различными идеями, фобиями и болезненной страстью к насилию.
Дж. Г. Баллард
Кульминацией нового периода творчества стал роман «Автокатастрофа» (1973), экранизованный Дэвидом Кроненбергом в 1996 году, в котором писатель установил сексуальную связь между человеком и автомобильными авариями (их процессом и последствиями), доведя героя до полной одержимости проектированием смерти в автокатастрофе. В романе Баллард устами своего героя разработал смерть для Элизабет Тейлор, в другом рассказе того же времени был описан план убийства Жаклин Кеннеди. Американский издатель вернул рукопись обратно в Англию с пометкой «Автор явно патологически болен». Следом вышли романы «Бетонный остров» (1973) и «High-Rise» (1975) - также представлявшие психологическое искривление сознания человека, загнанного в безвыходные ниши большого города.
Отходом от урбанизированной тематики стали новые романы «Фабрика Грез Unlimited» 1979 года (сюрреалистическая феерия эротического характера), «Hello America», «Империя солнца» (автобиографический роман, по которому в 1987 году Стивен Спилберг поставил одноимённый фильм). С 1980-х годов новая тема Балларда - раскрытие тёмных сторон человеческого подсознания в поступках обычных людей, впитавших тщательно измеренные автором микродозы насилия - романы «Кокаиновые ночи» (1996) и «Суперканны» (2000), «Millennium People» (2003).
Баллард стал одним из ведущих английских языковых стилистов и провидцев: у него охотно брали интервью на злободневные темы. Хотя сам писатель мало появлялся на публике, не участвовал в какой-либо общественной или литературной деятельности Великобритании. С 1970-х годов Баллард жил в лондонском пригороде Шеппертон. Последний роман («Kingdom Come») вышел в 2006 году.
В январе 2008 года вышла автобиография Балларда «Miracles of Life», и в интервью газете «The Sunday Times» Баллард сказал, что в середине 2006 года ему поставили диагноз «рак простаты», и это подвигло его написать автобиографию.
Скончался Баллард 19 апреля 2009 года на 79-м году жизни.
Книги:

Завещание мастера. Здесь Баллард вновь проводит эксперимент на своей любимой тестовой площадке - ближайшие пять минут будущего.

После того, как капитализм глобализировался, его противоречия стали максимально глубокими и окончательно нерешаемыми. У нас на глазах происходит полная социальная радикализация. В погоне за вечной наживой финансовый капитал оставил человечеству только две альтернативы - коммунизм и фашизм. И если в предыдущем романе Баллард изучает социалистические тенденции в развитии современного общества, то в своем последнем художественном произведении все свое внимание он уделил вероятной фашистской реакции.

Иногда во время чтения романа мне казалось, что я читаю публицистику о современной политике в США или Германии, Россия тоже в тренде, но, как и все у нас, фашизм никак толком не выстроится. Да и общая травматическая память о ВОВ путает ему все карты. Запад же - родина фашизма, поэтому так легко его общество становится на привычные рельсы. Западный обыватель с десятилетиями промытыми мозгами антисоветской пропагандой очень боится социальной справедливости, но охотно становится в зигующие колонны, ведомые кровавыми скоморохами. В романе Балларда шоумены возглавляют банды кровопийц. Включайте телевизор и смотрите новости из Вашингтона и Киева. И задайтесь вопросом - насколько был неправ Баллард, больше десяти лет назад написав пророческий шедевр?

Да, кое-где он форсирует вопрос, но массовые убийства в крупных социальных объектах и захват заложников давно не является для нашего мира сенсацией. И кое-где он благодушничает, надеясь на здоровые силы в правительстве. Это британский консерватизм, но Тереза Мэй и Борис Джонсон поправили замечтавшегося романиста.

В главном Баллард прав, и последняя, апокалиптическая, часть именно об этом. Победивший фашизм не станет последней формацией человеческого общества. Его откровенная антигуманная суть восторжествует. Дальше будет война всех против всех, полная социальная деградация и всемирный пожар, уничтожающий все живое.

Я мало сказал о самом тексте романа потому, что он стандартный для финального отрезка творчества Балларда. Фактически на рубеже тысячелетия он написал метароман из четырех книг, используя похожие сюжетные схемы, однотипных героев и структуру идеологического романа. К этому в последней его книге добавились катастрофические мотивы его ранней прозы. Баллард красиво и эпично закольцевал весь массив своего творчества - тетралогия начальная, тетралогия финальная - и закончил свои писательские дни, как и начинал, писателем-фантастом, вызывающим будущее на поэтическое судебное разбирательство и допрашивающим его с пристрастностью прокурора из Суда Времени.

Он всегда был и остался до конца грозным бойцом идеологических битв. И закончил свои дни с угрожающе поднятым указующим перстом - люди, будьте бдительны! Мне, лично, это очень нравится. Это вдохновляет.

Джеймс Баллард родился 15 ноября в Шанхае. Его отец, химик по образованию, был руководителем и управляющим директором шанхайского отделения текстильной компании "Calico Printers". Ранние годы писателя прошли в шанхайском районе, где жили иностранцы; там же он начал обучение в школе. Начало второй японско-китайской войны заставило семью Баллардов в спешном порядке эвакуироваться, однако после захвата японцами Гонконга и оккупации Шанхая в 1943 году Джеймс вместе с родителями и младшей сестрой были размещены в лагере для интернированных лиц, в котором провели два года. Детские воспоминания писателя об этом периоде его жизни позднее будут положены в основу одного из его самых известных произведений - "Империя Солнца" (хотя своих родителей Джеймс в этой книге описывать не стал). Очевидно, что именно переживания военного времени и заложили основы "апокалиптичности" творчества Балларда, его тенденции к описанию насилия и разрушения.

В конце 1945 года Эдне Баллард удалось вместе с детьми возвратиться в Англию. Они поселились в окрестностях Плимута, а Джеймс продолжил обучение в закрытой школе в Кембридже. Через два года мать и сестра вернулись к отцу в Китай, а будущий писатель остался на попечении бабушки и дедушки.



В 1949 году Джеймс начал изучать медицину в Королевском колледже Кембриджа, собираясь специализироваться в психиатрии. Знакомство с работами по психоанализу и работами художников-сюрреалистов вдохновило студента-медика на собственное творчество.

В 1951 году он написал рассказ в стиле Хемингуэя под названием "Мятежный полдень", который стал победителем студенческого конкурса криминальных историй и был опубликован в газете университета "Varsity". Вдохновленный этим успехом, Джеймс решил отказаться от изучения медицины и перевелся в колледж Королевы Марии, где занялся изучением английской литературы, однако его отчислили уже через год.

Баллард начал зарабатывать себе на жизнь, составляя объявления для рекламных агентств и торгуя книгами вразнос; при этом он продолжал писать рассказы, но так и не мог их опубликовать. В 1954 году Джеймса призвали в армию, где в составе английских ВВС он был направлен в Канаду. Именно во время военной службы Джеймс Баллард стал зачитываться американскими журналами, особенно публикующимися в них фантастическими рассказами, которые послужили источником вдохновения для него самого – именно во время военной службы он написал свой первый фантастической рассказ "Паспорт в вечность".

Через тринадцать месяцев службы, в 1955 году, Джеймс Баллард возвратился в Англию. Он поселился в Чизвике и женился на Хелен Мэри Метьюз. В 1956 году Баллард опубликовал свои первые рассказы "Бегство" и "Прима Белладонна", и вскоре стал постоянным автором журнала "New Worlds"; кроме того, он стал помощником редактора научного журнала "Химия и промышленность". В то же время Джеймса по-прежнему привлекало искусство – он был активным участником зарождающегося движения поп-арт, принимал участие в организации выставок и даже сам выставлял на них свои коллажи.

В 1960 году семья Балларда, где уже подрастало трое детей, переехала в Лондон. Джеймс решил полностью посвятить себя карьере писателя, а для испытания своих сил он за две недели написал роман-катастрофу "Ветер ниоткуда", к которому сам не отнесся серьезно и даже впоследствии не включал его в свою библиографию. Когда в 1962 году эта книга вышла из печати, Баллард уволился из "Химии и промышленности". Через год он издал роман "Затонувший мир", после которого о нем заговорили как о писателе "новой волны" и начали переиздавать его ранние рассказы.

В 1964 году жена Балларда внезапно умерла от пневмонии. Писатель до конца своих дней не смог оправиться от этого удара – он больше не женился (хотя через два года познакомился с Клэр Уолш, которая стала его близкой подругой, и в жилище которой он провел последние дни своей жизни). Переживания от потери любимой жены вылились в сборник рассказов "The Atrocity Exhibition" ("Выставка жестокости"), который были опубликован в 1970 году и впоследствии неоднократно переиздавался, а также был экранизован в 2001 году. Эта книга принесла писателю мировую известность с привкусом скандальности: героями его рассказов стали патологические личности, одержимые идеями убийства и разрушения. Одна из глав "Выставки жестокости" носила название "Crash!" (звук удара при столкновении автомобилей) и рассказывала о связи между сексуальными наклонностями и разрушением автомобилей; в этом же году Баллард организовал выставку разбитых машин. Продолжением развития этих идей стал следующий роман Джеймса Балларда - "Crash" (в русском переводе "Автокатастрофа, 1973 год).

Лучшие дня

34 года на поиски пропавшей девочки