Как проверить слух и зрение у новорожденного. Новорожденный: зрение, слух, осязание и обоняние

Еще в роддоме, при наличии определенного прибора могут проверить слух новорожденного.


Слух у ребенка начинает развиваться задолго до его появления на свет. Еще в утробе мамы малыш слышит разнообразные звуки: мамино сердцебиение, голоса, шум улицы, музыку и т.д. Именно поэтому, после рождения кроху не пугают звуки из окружающей среды, которые он уже слышал, что не скажешь о ярком свете или новых зрительных образах, ведь они могут создавать чувство дискомфорта. С этого можно сделать вывод, читать книги, петь песенки и просто разговаривать с малюткой следует начинать, будучи еще в положении.

Сразу после рождения слух у новорожденного несколько снижен, так как среднее ухо заполнено жидкостью, а полость уха заполняется воздухом постепенно и это в небольшой степени ухудшает слух. Именно поэтому новорожденные лучше всего реагируют на высокие и громкие звуки и голоса. Самостоятельно определить хорошо ли слышит малыш в первые дни после рождения, не возможно. Для этого используют специальное оборудование. Но к тому моменту, как ребенок окажется дома, он будет слышать почти на уровне взрослого и у него появятся видимые реакции на звуки. При достаточно громком звуке, младенец вздрагивает, при этом может изменяться глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица. Позже такая реакция возникает у ребенка и на голос. Если же подобный рефлекс отсутствует, то есть основания заподозрить у малыша проблемы со звуковосприятием.

На каком сроке формируется слуховой аппарат плода

Одна из самых сложных систем - слуховая, формируется почти в самую последнюю очередь. После того, как нервная система была сформирована и начала работать, следующими на формирование стоят органы слуха. Происходит это примерно в период между 14 и 16 неделями вынашивания малыша. В 14 органы слуха еще не сформированы, а на 16 уже начинают полноценно функционировать.

На какой неделе плод начинает слышать

Слух у плода начинает работать в промежутке от 15 до 20 недель вынашивания. На 26 неделе внутриутробного развития, будущий малыш начинает реагировать на звук. Говорят, что низкие частоты еще не рожденный ребенок лучше воспринимает, чем высокие частоты. На третьем триместре, примерно с 32 недели, если будущий ребенок слышит звуки он поворачивает голову в сторону источника.

Особенности поведения ребенка с нормальным развитием слуха:

В первые 2-3 недели - ребенок, как правило, вздрагивает от громких звуков, или он может развести ручки и после свести обратно, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро;
В возрасте 1 месяца ребенок должен реагировать на громкий звук позади себя, услышав его, он будет замирать и замолкать;
В возрасте 2-3 месяцев кроха поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса, особенно если это такой родной голос мамы, малыш начинает агукать, двигать ножками и ручками. Ребенок слышит звуки на расстоянии не более 3 метров;
С 3 до 6 месяцев ребенок реагирует криком на резкие, непривычные звуки;
К 4-7 месяцам начинает формироваться навык поиска источника звука;
К 6-7 месяцев кроха слышит звуки на расстоянии 5-6 метров;
К году малыш откликается на свое имя, произносит первые слова.
Для того, чтобы проверить слух новорожденного нужно использовать громкие источники звука, которые не создают вибрацию. На звуки с вибрацией (топот ног, стук двери, удары по пеленальному столику) могут ответить и детки с нарушением слуха.

Причиной нарушения слуха у ребенка могут стать:

Осложнения во время беременности и родов;
Перенесенные матерью во время беременности заболевания: грипп, вирусные инфекции;
Тяжелая гемолитическая желтуха новорожденных;
Вирусные (грипп, менингит, паротит, корь) и ЛОР-заболевания (отит, увеличенные аденоиды) ребенка;
Черепно-мозговые травмы ребенка;
Наследственность.

При первом же подозрении на снижение слуха и отклонение от нормального развития следует немедленно обратиться к ЛОР-врачу, а затем к сурдологу и произвести исследование слуха. Только аппаратное исследование способно дать достоверную информацию.

Формы нарушения слуха:

Кондуктивные

Кондуктивными называют нарушения слуха, когда внешнее или среднее ухо искажают сигнал в силу каких-то препятствий. Например, при поражении инфекцией внутренней части уха, при нарушении целостности барабанной перепонки или как результат формирования серной пробки. Такое нарушение лечится с помощью хирургического вмешательства или специальной терапии.

Сенсоневральные

Сенсоневральными нарушениями называются случаи, когда ухудшается слух из-за заболевания слуховых нервов, которые участвуют в процессе передачи или восприятии звука. Так же при аномалиях волосковых клеток. Нарушения,связанные с работой волосковых клеток могут быть от рождения или приобретенными.

Экспресс-тест на проверку слуха

Самым быстрым тестом на проверку слуха у новорожденного являются погремушки и другие игрушки со звуковыми эффектами. Ребенок, когда услышит погремушку, отреагирует обязательно, если нет нарушений со слухом. В противном случае вообще не отреагирует.

Когда ребеноку нужна оценка слуха

В некоторых роддомах проводят специальный скрининг слуха еще с первых дней жизни. Оценку слуха проводят с помощью специального датчика, который помещается в ухо и фиксирует реакцию улитки уха на сигналы, посылаемые аппаратом. Этот тест проводят независимо от того, нужен он или нет, специально для того, чтобы как можно раньше обнаружить патологию и попытаться ее устранить, ведь от качества слуха зависит в будущем способность ребенка говорить.

Как развить слух ребенку

Чтобы у ребенка правильно развивался слух, необходимо правильно ухаживать за ушками и периодически включать малышу звуки природы. Чистить рекомендуется раз в несколько дней. Для этого ватная палочка смачивается в холодной кипяченой воде,отжимается, чтобы вода не затекла в ухо и промывается ушная раковина снаружи и рядом со слуховым ходом, но внутрь лезть нельзя.
Звуки природы, которые ребенок периодически будет слушать сформируют у него лучшую чувствительность и музыкальный слух. Со временем, можно включать классическую музыку или другую приятную несколько минут в день.

При каких болезнях ребенок может потерять слух

На остроту слуха негативно повлиять могут:
  • Травмы уха и головы.
  • Отиты.
  • Гаймориты.
  • Аденоиды.
Любая инфекция, в том числе острая респираторная может отрицательно сказаться на качестве слуха ребенка. Поэтому при первых признаках ухудшения слуха, необходимо обратиться к ЛОРу.

Симптомы ухудшения слуха

На то, что у ребенка ухудшился слух могут указывать такие признаки:
  • Замкнутость и агрессивная реакция.
  • Отсутствие связной речи до 3 лет.
  • Ребенок не реагирует на свое имя после 6 месяцев.
  • Исчезновение детского лепета в возрасте 6-8 месяцев, появление громкого крика.
  • Малыш реагирует на звук только с близкого расстояния.
  • Ребенок чешет ушки и плачет при этом.
  • Малыш плохо реагирует на громкий звук и не может определить источник.
Если присутствует хоть один из приведенных признаков, ребенка следует показать специалистам.

Диагностика слуха

Существуют следующие методы диагностики слуха у детей:
  • Безусловно-рефлекторная аудиометрия - применяется для новорожденных и деток до 1, когда они не могут рассказать что и как слышат. Основано на фиксации ответа слухового аппарата на звук.
  • Условно-рефлекторная аудиометрия - малыш слышит звук и видит свет. Затем свет не включается, а только звук и оценивается реакция ребенка. Применяется для детей, старше года.
  • Игровая аудиометрия - специальная компьютерная программа, которая фиксирует уровень слуха у ребенка, пока он играет. Используется для деток до 4 лет.
  • Живая речь - контрольная методика, которая применяется после аппаратной диагностики.
  • Тональная аудиометрия пороговая и надпороговая - проводится диагностика на реакцию слухового аппарата на звуки разно частоты. Используется для более глубокого анализа слуха.
  • Речевая аудиометрия - используется, в основном, при настройках слухового аппарата для глухих деток.
  • Аудиометрия объективная импедансная - с помощью специального аппарата можно посмотреть состояние барабанной перепонки и того, что расположено за ней.
  • Аудиометрия объективная по отоакустической эмиссии - фиксация колебаний волосковых клеток.
  • Аудиометрия компьютерная объективная - сканируется состояние всей слуховой системы, в том числе внутренней ее части.
  • Методы анализа слуховой нейропатии - аппаратная диагностика нарушений работы слуховых нервов. Методика новая, начала использоваться относительно недавно.
Слух для ребенка имеет огромное значение. Если он нарушен, то речь полноценно развиваться не сможет, ведь она базируется на распознавании звуков и их имитации. Поэтому важно своевременно заметить отклонения в этом плане и их устранить. чтобы ребенок развивался без задержки.

Когда в доме появляется малыш, родители и родственники пытаются побольше времени уделить новому члену своей семьи: носят на руках, улыбаются ему, что-то рассказывают. Хоть нередко можно услышать, что новорожденные дети ничего не видят и не слышат. Попробуем ответить на вопрос, что и как воспринимает младенец в первый месяц жизни.

Зрение и слух у новорожденных до месяца

Стоит уточнить, как современная медицинская наука трактует понятие «новорожденный». Этим термином называют ребенка в первые 28 дней его жизни с момента рождения.

В первые месяцы зрение младенца , как и многие другие системы его организма, еще до конца не сформировано. Но неправильно было бы утверждать, что в первый месяц своей жизни ребенок живет во тьме. Его глаза открыты и воспринимают окружающий мир, «считывают» информацию, хотя картинка существенно отличается от той, которую видят взрослые. Вначале глаза новорожденного воспринимают лишь смену освещения. То есть ребенок различает свет и темноту.

Через пять-семь дней после рождения малыш начинает различать контуры предметов. Правда, пока что еще нечетко, размыто. Также он способен различать цветовые пятна, хотя еще не может остановить, задержать надолго взгляд на каком-либо предмете.

Через две недели новорожденный уже может рассмотреть предмет, находящийся недалеко от его глаз (на расстоянии до 40-50 см). Предметы, которые находятся на большем расстоянии или же сбоку, ребенок еще не различает. Иногда родители пугаются, когда замечают, что глаза малыша двигаются несинхронно, каждый как бы сам по себе. Такое своеобразное косоглазие является нормальным. Его можно объяснить незрелостью мышц, которые отвечают за движение глаз. Через 4-6 недель это явление должно исчезнуть, движения глаз становятся более скоординированными. Если же косоглазие сохраняется дольше восьми недель, то стоит обратиться за консультацией к детскому офтальмологу.

Месячный малыш уже фокусирует взгляд на каком-либо близком предмете, правда, всего лишь на несколько секунд. Мама может заметить, что ребенок смотрит прямо на нее или даже улыбается.

Что касается слуха, то к моменту появления на свет он у новорожденного развит гораздо лучше, нежели зрение. Ведь различать звуки ребенок начинает еще в утробе матери. Приблизительно к 20 неделе плод уже улавливает звуки извне, еще через 4-6 недель он начинает реагировать на них. А в конце внутриутробного развития (после 32 недели) малыш уже поворачивает голову в сторону источника внешних звуков. Существуют исследования, доказывающие, что, развиваясь внутри утробы матери, ребенок слышит ее голос и после рождения способен узнавать его. Именно поэтому будущим мамам советуют почаще разговаривать с еще не родившимся малышом.

К моменту появления на свет слуховой аппарат у младенца уже полностью сформирован. После рождения полость уха крохи постепенно наполняется воздухом, поэтому в первые дни жизни новорожденного его слух слегка снижен. В первые недели своей жизни дитя реагирует лишь на резкие звуки (громкий хлопок, резкий стук и т.д.). В целом формирование слуха завершается в течении первого месяца жизни. И хоть к этому времени ребенок уже слышит, как взрослый, но не воспринимает и не понимает большинства из того, что ему говорят.

Как проверить зрение и слух у новорожденного ребенка

Слух и зрение ребенка впервые проверяют в родильном доме сразу после появления на свет. Результаты записывают в медицинскую карту новорожденного. Позже такие проверки осуществляет педиатр каждый месяц во время обязательного профилактического осмотра.

Проверить, слышит ли их малыш, родители могут и дома. Для этого стоит понаблюдать за ребенком. Как уже упоминалось, в первый месяц жизни он реагирует на громкие, резкие звуки. Услышав нечто подобное, ребенок может вздрогнуть, замереть на несколько секунд, начать плакать. Среагировать на громкий звук он может, разведя в стороны полусогнутые руки и растопырив пальчики, а после вновь прижимает ручки к телу, как бы обнимая самого себя (рефлекс Моро). А через месяц после рождения ребеночек может медленно поворачивать голову в сторону мамы, услышав ее голос. Если же дитя никак не реагирует на громкие шумы, то следует обратиться к лору.

Глаза новорожденного вначале его жизни реагируют только на изменение освещения. Тест этой реакции проводят сразу после рождения с помощью специального фонарика. Мама тоже может провести такую же проверку, поднеся днем малыша к окну и проследив за его глазами. Если зрачки сузились, значит, ребенок реагирует на свет. К концу первого месяца можно показать малышу большую цветную игрушку, медленно поводив ею из стороны в сторону. Малыш уже может поворачивать голову следом за ярким пятном. Родителям также стоит обратить внимание на размер глаз, форму зрачков и их диаметр. Если глаза слегка увеличены, зрачки отличаются по размеру, то это повод обратиться к специалисту, чтобы вовремя среагировать на существующие проблемы или же лишний раз убедиться в их отсутствии.

Специально для - Ксения Бойко

  • Уход
  • Подгузники
  • Пеленание
  • Новорожденный ребенок может спать даже в сильном шуме, и это нисколько ему не мешает. Но родители при этом задаются вопросом, а слышит ли вообще ребенок. В данной статье рассмотрим особенности слуха новорожденных, а также методики его определения в домашних условиях.

    Формирование слуховой функции

    Возможно, вы удивитесь, но слышать малыши начинают еще в утробе матери . Органы слуха формируются рано - еще на 5 неделе беременности образуются зачатки будущих ушек, а, точнее, внутреннего уха. В 7 недель формируется среднее ухо, а затем и ушная раковина. Твердыми ушные раковины у плода становятся лишь незадолго до рождения.

    Важное для обретения возможности слышать внутреннее ухо завершает свое формирование на сроке около 19 недель. А ушная раковина и после рождения продолжает оставаться довольно мягкой, слуховой проход узкий, и это исправится самостоятельно лишь к первому году жизни.

    Первые звуки в мамином животе дети начинают улавливать после 14 недель . Но пока эти звуки больше напоминают слух пресмыкающегося - плод улавливает вибрации, которые сопровождают звуковые волны. По мере завершения формирования внутреннего уха и отвердевания лабиринта появляется способность слышать лучше. Это происходит после 20 недели, к 26 неделе беременности малыш в животе слышит почти как мы, но с поправкой на то, что находится он все-таки в водной среде.

    Он слышит, как стучит мамино сердце и течет по сосудам кровь, как работает ее кишечник. Он слышит ее голос и быстро привыкает к нему. Звуки извне начинают интересовать малыша лишь в последние недели беременности. Ребенок слышит музыку, которая звучит у мамы в наушниках, но только в том случае, если наушники надеть прямо на живот. Если они на ушах у мамы, слышать звуки ребенок никак не может.

    Рождается малыш слышащим. Если зрение у новорожденного весьма несовершенно, и воспринимает кроха лишь размытые нечеткие пятна, то со слухом у него все отлично.

    Конечно, при условии, что в процессе закладки и развития органов слуха во внутриутробном периоде развития не возникло ошибок и проблем, которые могли отразиться на состоянии слуха.

    Скрининг после рождения

    В первые дни жизни (обычно после вторых суток) в родильном доме всем новорожденным проводят особое исследование - проверку слуховых способностей или аудиоскрининг. Специальным аппаратом фиксируют ответ волосковых клеток на звуковые раздражители. Во второй раз обследование в рамках скрининга рекомендуется проводить в возрасте 1 месяца, 3 месяцев, в полгода.

    Насколько достоверно такое исследование, сказать сложно. Если бы оно давало максимально точные данные, диагностировать патологии слуха можно было бы до года.

    А пока большая часть случаев незначительной сенсоневральной тугоухости и односторонней тугоухости или глухоты (если не слышит одно ушко) выявляются значительно позднее. То есть ребенок, который успешно прошел аудиоскрининг, вполне может оказаться слабослышащим.

    В роддоме используют способ задержанной отоакустической эмиссии . Портативный прибор с маленьким тонким гибким зондом называется аудиометром. Одна часть зонда помещается в ушко младенца. Прибор направляет в ушко по зонду звуки. Волосковые клетки во внутреннем ухе улавливают их и усиливают, если ребенок слышит. Если нет, то волосковые клетки сигнала не принимают, импульса нет. Для получения более точных результатов считается оптимальным, если грудничок накормлен и спит.

    В выписке из роддома, если приглядеться, можно найти такие обозначения: D (+) =S (+). Это означает, что и на правое, и левое ушко ребенок скрининг прошел успешно. Он слышит.

    Если вместо плюсов стоит минус, скрининг показал отсутствие реакции волосковых клеток, а потому ребенку обязательно будет назначено дополнительное обследование.

    Свои нюансы есть у скрининга недоношенных детей. Им акустическое обследование проводится не на вторые сутки, учитывая незрелость всех органов и систем, в том числе и органов слуха, а на любой день после 2-4 недель жизни.

    В группе риска по возможным патологиям находятся дети, родившиеся у глухих или слабослышащих родителей, а также дети, которые родились от беременности, в ходе которой женщина переболела инфекционными вирусными заболеваниями, особенно если это случилось на ранних сроках.

    Как проверить в домашних условиях?

    Все родители новорожденных, так или иначе, пытаются самостоятельно понять, как видит и слышит малыш. В домашних условиях поможет такой метод, как наблюдение за реакцией ребенка на звуки . Поведенческий метод лишь приблизительный, неточный, ведь в случае обнаружения некоторых отклонений он не может показать, насколько значительна потеря слуха, чем она вызвана. Но от домашней проверки такое и не требуется.

    Проверить слух самостоятельно родители могут для того, чтобы обратиться к врачу в случае получения сомнительных или неудовлетворительных результатов. Не нужно ждать, когда чадо подрастет . Для нормального психического развития и развития речи важно слышать, а потому коррекция слуха возможна и в грудном возрасте: детям устанавливают слуховые аппараты (ушные корректоры), проводят операции по восстановлению ушной раковины, если есть пороки наружного уха.

    Есть масса способов помочь ребенку, но помощь будет полезнее, если она оказана как можно раньше.

    Если ребенку уже есть месяц, можно попробовать применить поведенческий метод. Он основан на определенных реакциях малыша на звуки. Важно, чтобы ребенок был в состоянии покоя, сухой и сытый .

    Сначала производите разные звуки со стороны правого ушка, а потом - со стороны левого. Начните с хлопков в ладоши с расстояния около полуметра. Потом проверьте, как ваш малыш воспринимает более тихие звуки, например, звук погремушки (игрушку выбирайте с изначально негромким звучанием). Высокие частоты можно проверить при помощи манной крупы, которую мама может насыпать в пустую металлическую баночку. Потрясите такой банкой недалеко от ушка - высокочастотный звук крупы грудничок может уловить только с близкого расстояния.

    Как понять, что ребенок воспринимает тот или иной звук:

    • он оживляется на звук синхронными взмахами рук и ног;
    • он замирает и пытается обнаружить источник странного звучания;
    • малыш широко раскрывает глаза, меняет выражение лица;
    • у крохи меняется частота и глубина дыхания.

    Домашние тесты на проверку слуха никогда не проводят детям, которые болеют, у которых колики или режется зуб , если малыш голоден или не выспался. Любой дискомфорт, который чувствует малютка, повышает вероятность неправильной поведенческий реакции на звуки.

    В первый месяц жизни дети почти не различают низкие частоты, для них более привычным является высокочастотный диапазон. Если тесты проводят детям от 3 месяцев и старше, то к перечню реакций добавляют такой важный признак, как поворот головы к источнику звука.

    Методика проверки слуха, основанная на воспроизведении разных звуков по частоте, называется методом Калмыковой. Для такой проверки вам понадобятся три пластиковых емкости, которые на треть предлагается заполнить манной крупой, гречневой, и горохом . Это и будут высокие, средние и низкие частоты. Для проверки в помощники придется привлечь папу или бабушку. Пока один отвлекает внимание ребенка яркой игрушкой, необычным предметом, второй в полуметре от правого, а потом от левого уха трясет банкой. Начинают с манной крупы (то есть с высокочастотных звуков), потом берут гречку, и в последнюю очередь - горох. Между сменой банок делают перерыв на пару минут.

    Тест считается пройденным успешно, если ребенок, пусть и не отвлекаясь от игрушки, реагирует (даже кратковременно) на звук круп в банках . Он может на секунду замереть, повернуть головку и посмотреть на банку, начать искать глазами источник звука, изменить выражение лица. Если реакции нет вообще, следует показать ребенка ЛОРу и сурдологу.

    Младенцами принято называть детей в возрасте от одного до восемнадцати месяцев. В течение всего этого периода ребенок медленно учится говорить, ходить и выполнять разнообразные виды активной деятельности. В этом возрасте ребенок стремится познать мир, используя только лишь органы чувств. Слух у новорожденного становится главным органом для освоения незнакомой среды. Именно поэтому чрезвычайно важным является то, как мама будет помогать своему малышу освоиться в пока еще непривычной для него среде.

    Прежде всего, первым в процессе развития младенца начинает работать слуховой анализатор, который был сформирован еще при внутриутробном развитии. Однако слух у новорожденного развит еще не так хорошо, как у взрослого. Развитие слуха происходит следующим образом: после рождения малыш реагирует на резкие звуки, на третьей неделе после рождения он начинает различать голоса близких людей, а к концу четвертого месяца — находить и понимать связь между источником и звуком.

    Слух у новорожденного. Как выявить нарушения?

    Общаясь со своим малышом и наблюдая за ним, вы сами можете выявить отсутствие слуха. Особенно важно это выявить до полугода. На что следует обратить внимание:

    — когда малышу 2-3 недели, он должен реагировать на резкие громкие звуки (он вздрагивает или замирает, моргает, может даже заплакать);

    — когда малышу один месяц, он поворачивает голову или глаза на звук, идущий сзади него;

    — когда малышу 3 месяца, он должен успокаиваться, услышав мамин голос;

    — после двух месяцев ребенок должен пробовать подражать звукам, лепетать в ответ на мамин разговор.

    Причинами нарушения слуха у новорожденных младенцев могут быть инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности или ребенка после рождения, осложнения во время беременности и родов, наследственность.

    Приемы для развития слуха у новорожденного

    Для стимуляции слуха достаточно знать несколько простых приемов, выполнение которых будет легко доступно маме в самых разнообразных ситуациях.

    Используйте вещи, создающие шум при использовании. Помните, звук не должен быть резким, поэтому связка ключей, колокольчик или простое хлопанье в ладоши будут самыми удачными вариантами. Станьте в противоположном от ребенка углу и наблюдайте, как он поворачивает головку в сторону звука.

    Предлагайте малышу слушать разные звуки. Для этого можно использовать баночки (хорошо подойдут от киндер-сюрприза) с разными наполнителями: песок, бусины, пуговки. Или как на картинке, с разными крупами.

    Чтобы развить слух у новорожденного чаще называйте ребенка по имени. Это поможет ему связать звук со своим именем и создаст с ним четкую ассоциацию.

    Слушайте успокаивающую музыку. Уже давно доказано, что еще в утробе матери плод способен воспринимать классическую музыку и положительно реагировать на ее тональность. Кроме того, приятный мотив поможет успокоить даже самого капризного ребенка.

    А вот множество разнообразных звуков сливается для малыша в какофонию и вызывает шок. Поэтому детей до шести месяцев лучше оградить от шумных мест.

    Разговаривайте с ним спокойным тоном. Мягкие звуки помогают ребенку расслабиться и сконцентрироваться, а в некоторых случаях и заснуть под сладкий мамин голос.

    Несмотря на то, что все эти приемы кажутся банальными, они очень полезны для развития слуха у новорожденного ребенка.

    Большинство людей уверено в том, что слух и зрение у новорожденного отсутствуют. Но они ошибаются, так как малыш имеет и зрение, и слух, только воспринимает он всё по-своему. Слух развивается у ребёнка ещё в утробе матери.

    Первоначально он слышит лишь низкие звуки, а после рождения появляется чувствительность и к высоким. Голос матери малыш различает довольно рано – в пять недель отроду. Все мы понимаем, что зрение у новорожденного ребенка отличается от зрения взрослого, он различает только очертания предметов. Ребёнок видит все в чёрно-белом цвете.

    По запаху маму малыш определяет в первые десять дней после рождения, а вот зрительно узнает её лишь в три-пять месяцев. Первичные реакции малыша на внешние факторы зависят от индивидуальных особенностей. Одни дети в течение первого месяца жизни проявляют реакцию на яркий свет и громкий звук, например, погремушку, но у них не работают активно руки и ноги. У других малышей, наоборот, проявляется двигательная активность, но отмечается плохая реакция на звук и яркие предметы.

    Учёные доказали, что малыш, родившийся несколько дней назад, уже может улыбаться. Дело в том, что через некоторое время эта способность утрачивается и появляется только спустя месяц. У ребёнка также имеется «рефлекс ходьбы» . Возьмите малыша и, поддерживая его, коснитесь ступнями поверхности. Ребёнок рефлекторно будет дёргать ногами, но об этом он тоже забудет и вспомнит примерно через год.

    Кормление способствует развитию зрения

    Зрение у новорожденного ребенка развивается не без участия его мамы. Мама для младенца является главным человеком в его жизни. Её образ он узнает самым первым. Грудное кормление в этом процессе играет большую роль. Кроха чувствует материнское тепло и эмоции матери. Когда мать кормит ребёнка, её лицо находится перед его глазками, постепенно малыш учится реагировать на голос матери. Далее он начинает сосредотачивать свой взгляд и учится управлять зрением.

    Слух у новорожденного

    Очередной этап развития малыша на первом месяце жизни – поиск глазами предметов, издающих звук. Это может быть игрушка, издающая звуки, или телевизор. Таким образом у младенца развивается слух. Чтобы данный процесс ускорился, необходимо постоянно помогать малышу, создавая соответствующие условия. Не издавайте громких звуков и не передвигайте предметы слишком быстро, берегите слух и зрение новорожденного ребенка, помните что, он такой же человек как мы с вами, только маленький.

    Ребёнок должен чувствовать любовь

    Любому ребёнку, особенно новорождённому, требуется внимание, забота и постоянное общение, потому что, общаясь со взрослыми, ребёнок многому учится. Разговаривайте с младенцем как можно чаще, пойте ему песенки, рассказывайте сказки. Знайте, он не просто слушает вас, но ещё и всё запоминает. Не игнорируйте, когда он плачет. Возьмите лишний раз малыша на ручки, покачайте его, скажите, как он вам дорог. Не стесняйтесь проявления ваших чувств и выражения эмоций.

    В возрасте двух-трёх месяцев малыш уже внимательно следит за подвешенными над его кроваткой и коляской яркими игрушками, пытается подняться, улыбается и всегда проявляет реакцию на звуки. Кроха переворачивается с животика на бок и обратно, пытается упираться ножками и стоять на ногах при помощи родителя. После кормления малыш радуется, что-то выкрикивает. Каждый ребёнок развивается индивидуально, так что не следует беспокоиться, если ваша кроха не умеет делать в этом возрасте то, что может делать дугой ребёнок. Он всему этому научится, но несколько позже! Этот возраст отличается высоко чувствительностью малыша. Если он плачет, кричит, беспокоится, то следует своевременно отреагировать и успокоить кроху.

    Чаще разговаривайте с ребёнком для того, чтобы он начал понемногу общаться и в будущем не замыкался. Можно почитать ребёнку или рассказать что-нибудь, как взрослому. Когда вы общаетесь с ребёнком, следите за своим настроением. Оно должно быть только позитивным, потому что малыш чутко реагирует на него. Если у мамы плохое настроение, то её карапуз будет капризничать и беспокоиться, так что все свои проблемы оставляйте за порогом детской комнаты.

    В заключение

    Чаще одаривайте малыша похвалой, даже за незначительные достижения, например, за первую улыбку! Ребёнок должен чувствовать себя нужным и защищённым, ласкайте его, прижимайте к себе, называйте нежными словами. Любите своё чудо! Запомните, ваш малыш не похож ни на кого, он уникален, поэтому развиваться он будет индивидуально.