Примеры бсп с различными значениями. Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания

Как объяснить постановку запятых и двоеточий на письме и как определить их место расположения? Ответы на подобные вопросы должен знать каждый образованный человек, именно поэтому этой теме уделяется так много времени в процессе обучения. Для правильной расстановки на письме одной из основных тем в школьной программе по русскому языку являются союзные и бессоюзные предложения.

Что такое союз?

Для того чтобы разобраться с этой темой, для начала нужно ознакомиться с определением такой части речи, как союз. Это служебная часть, используемая для связи слов в отдельных словосочетаниях, а также нескольких грамматических основ Союз, как и предлоги, не отвечает на вопросы, не обозначает предмет, его действие или признак, и если эта часть речи используется для связи слов или то ее называют союзной. Если же эта связь передается лишь при помощи интонации и смысла, то перед нами бессоюзные предложения. Примеры такой смысловой зависимости можно встретить в любом высказывании. И та и другая связь на письме выделяется определенными знаками пунктуации в зависимости от расстановки частей предложения.

Разновидности и классификация

По своему строению союзы бывают нескольких видов.

  • Составные - состоящие из двух и более слов. Например: так как, для того чтобы, потому как.
  • Простые - состоящие из одного слова. Например: а, и, но, однако.
  • Производные - которые образовались на основе других частей речи. Например: также, куда, который.
  • Одиночные или неповторяющиеся союзы. Они могут использоваться только один раз в предложении.
  • Парные или двойные - имеющие пары. Например: если… то, потому… как.

Следует отметить, что один и тот же союз по структуре может относиться сразу к нескольким пунктам одновременно. Например: «и» - простой, непроизводный и одиночный.

По способу связи частей предложения или его однородных членов союзы делят на подчинительные и сочинительные. Эти две группы, в свою очередь, разбиваются на несколько разновидностей.

  • соединительные, служащие для смысловой связи при перечислении (да, и, не только… но и другие);
  • используются для противопоставления качеств и признаков предмета;
  • разделительные - служат исключительно для разбавления текста, разбивая ряд перечислений.

Вторая группа - подчинительные союзы, которые употребляются для связи слов и частей сложноподчиненных предложений.

  • Изъяснительные, выражающие пояснения. К ним относятся такие слова: что, чтобы, как будто.
  • Обстоятельственные союзы, связывающие сложные комбинации предложение с указанием места, времени, цели, следствия, условия, уступки, сравнения и причины. К ним относятся такие союзы: где, откуда, чтобы, так что, словно, хотя, несмотря на.

Что такое бессоюзные предложения?

Примеры бессоюзной связи между несколькими в русском языке встречаются очень часто. Суть подобных комбинаций заключается в ее названии. Другими словами, союзы в разговоре заменяют интонацией, а на письме разделяют такими же знаками препинания, как и при их употреблении. Следует отметить, что сложным предложение называют лишь в том случае, когда оно имеет несколько грамматических основ. Бессоюзное предложение с запятой выглядит примерно так:

  • Солнце садилось за горизонт, поднялся ветер. - Такая связь при чтении разделяется паузой, а на письме запятой.

Это же предложение можно записать с использованием союза:

  • Солнце садилось за горизонт, и поднялся ветер. - В данном примере для связи двух грамматических основ используется союз «и».

Помимо запятой части предложения могут разделяться точкой с запятой и тире.

Пунктуация и варианты связи в предложении

Как же определить, какие именно нужно употреблять при их написании? Для начала следует разобраться, какая есть смысловая связь между всеми грамматическими основами, которая делает высказывание единым целым.

В разговоре обычно используется интонационная связь, которую разделяют на три вида.

  • Перечисление. Например: Шел дождь, намокший асфальт потемнел, от намокшей пыли исходил тонкий аромат.
  • Противопоставление. Например: Будет дождик - будут и грибочки.
  • Пояснение. Например: Говорю определенно: талант у тебя есть.

Именно исходя из интонации высказывания очень часто легко определить, что именно хочет выразить автор, и, соответственно, записать все слова с правильными знаками препинания.

Запятая и бессоюзные предложения

Примеры предложений с бессоюзной связью с использованием запятой можно встретит практически в любом тексте. Как уже говорилось, этот знак препинания употребляется в написании сложных высказываний с несколькими грамматическими основами, которые тесно связаны по смыслу и звучат, как перечисление. То есть когда между всеми основами существует соединительная связь, где соотношение между ними построено таким образом, что между ними гармонично вписался бы союз «и». Грамматические основы со всеми привязанными к ним частями речи в этом случае на письме выделяются запятыми. В разговоре их выделяют интонацией с нотами перечисления и паузами.

Когда ставить точку с запятой?

Как правило, объектом написания точки с запятой являются предложения с бессоюзной связью. Этот знак часто встречается в литературных произведениях и используется в нескольких случаях:

  • Когда между частями предложения нет тесной смысловой связи. Либо они разбавлены большим количеством других членов с наличием между ними запятой.
  • В том случае, если сложное бессоюзное предложение имеет несколько групп, отдаленных друг от друга по смыслу.
  • Когда в предложении наблюдается и смысловая, и союзная связь. В таком случае на границе частей ставится точка с запятой, а перед союзом только запятая.

Двоеточие в предложениях

Очень часто для передачи интонации высказывания на письме с определенной зависимостью его частей используют бессоюзные предложения. Примеры употребления двоеточия в таких случаях встречаются достаточно часто, а ставить этот знак следует в таких случаях:

  • Вторая часть раскрывает или поясняет смысл первой, причем как та, так и другая могут состоять из нескольких грамматических основ. Как правило, между ними легко можно подставить союз «а именно».
  • Первая часть содержит глагол, который предупреждает о последующем описании или изложении факта. В этом случае между частями легко можно вставить союз «что».
  • Если во второй части указывается причина или основание действия, описанного в первой составляющей. Такую связь легко дополнить союзами «так как», «поскольку», «потому что».
  • В том случае, когда вторая часть является прямым вопросом.

Когда нужно ставить тире

Основным объектом написания тире являются бессоюзные предложения. Примеры его постановки в сложных предложениях показывают, что этот знак употребляется в нескольких случаях:

  • При неожиданном присоединении второй части к первой, где тире легко заменить союзом «и». В этом случае очень важно не перепутать тесную смысловую связь с неожиданным поворотом высказывания.
  • Когда идет противопоставление одной грамматической основы сложного предложения другой, где легко подставить союз «но» или «а».
  • Если вторая часть предложения является следствием первой или выводом, исходящим из первой части. Такую связь легко проверить, подставив в предложение союзы «поэтому» и «тогда».
  • В случае указания времени, условия или сравнения происходящего события, описанного во второй части сложного предложения.
  • Если между грамматическими основами можно поставить слово «это».

Употребление делает возможным передачу смысловой и интонационной связи на письме. А также позволяет сделать акцент зависимости простых грамматических основ, объединенных в сложное или сложноподчиненное бессоюзное предложение. Именно такие знаки как запятая, точка с запятой, тире и двоеточие позволяют записать и после правильно прочесть высказанные автором эмоции.

Разделы: Русский язык

Тип урока: изучение нового материала и первичного его закрепления.

Цели урока:

  • Образовательная : ознакомление учащихся с основными признаками бессоюзных сложных предложений и знаками препинания в них; формирование умения расставлять знаки препинания в БСП.
  • Развивающая : развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи обучающихся, орфографической и пунктуационной зоркости через практическую деятельность.
  • Воспитательная : воспитание любви к родному языку на примере художественных текстов Н.Рубцова, А.С.Пушкина и других классиков русской литературы; воспитание любви к родному городу, родному краю.

Задачи:

  • формирование умения определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
  • формирование навыка преобразование БСП в сложносочиненные и сложноподчиненные предложения на основе общности значения;
  • создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетенции обучающихся через работу в парах;
  • развитие умение анализировать языковой материал, проводить самоконтроль и самооценку, формулировать собственные выводы.

К концу урока ученики должны

  • знать: признаки бессоюзных сложных предложений;
  • уметь : находить БСП в тексте, отличать БСП от других видов сложных предложений; устанавливать смысловые отношения между частями БСП, расставлять знаки препинания.

Повторение: признаки сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал для учащихся, опорная таблица «Знаки препинания в БСП»

Используемые ЦОР: слайды, тесты.

Формы деятельности учащихся: индивидуальная, парная.

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

Ребята, А.П.Чехов когда-то сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью » (Презентация , слайд №1).
- Как вы понимаете слова известного писателя?
- Верность слов А.П.Чехова мы и проверим сегодня на уроке: будем вместе размышлять, анализировать, исследовать, сопоставлять.

Задание детям: открыть тетрадь, подписать число.

Ребята, обратимся еще к одному из высказываний А.П.Чехова: «Много знаков, но каждый имеет свое значение и место» (слайд №2)
- О каких знаках идет речь в высказывании?
- Вы согласны с этим утверждением?
- А другой великий классик русской литературы А.С.Пушкин говорил о знаках препинания так: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание» (слайд № 3)
- Правильность суждений А.С.Пушкина и А.П.Чехова мы также должны доказать на уроке.

2. Актуализация опорных знаний. Повторение пройденного материала

Цель: повторение знаний о видах сложных предложений: ССП и СПП.

Ребята, с какими видами сложных предложений мы с вами уже познакомились?
Итак, как всегда, прежде чем приступить к изучению новой темы, нам необходимо повторить изученное, чтобы мы смогли успешно подготовиться к итоговой аттестации

1. Теоретическая разминка «Верно - неверно» (слайд № 4)

1) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой)
2) В СПП предложения связываются только при помощи союзов.
3) В ССП обе части равноправны.
4) В ССП перед союзом И всегда ставится запятая.
5) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.
6) В СПП придаточное предложение всегда стоит после главного.

Ответы: 1 - да, 2 - нет, 3 - да, 4 - нет, 5 - нет, 6 - нет. (Проверка ответов в парах; отметка выставляется в оценочный лист) (слайд № 5)

Почему 2, 4, 5 и 6 утверждения неверные? (ответы детей)
- Кто получил 6 баллов - поднимите руки!
- Кто выполнил разминку на 5 баллов - хлопнете в ладоши!
- Ну а с остальными придется позаниматься дополнительно!
- Итак, ребята, какие предложения называются сложносочиненными?
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Я уверена, что сейчас при выполнении тестовых заданий вы сможете показать свои знания о ССП и СПП на практике.

2. Тестовое задание . Задание по группам. (слайд № 6)

1 вариант . Указать номера сложносочиненных предложений;
2 вариант . Указать номера сложноподчиненных предложений (Приложение 1 )

Кроме того, ученики должны сказать, кому из известных русских поэтов принадлежат строки из стихотворений, с которыми они будут работать.

Проверка выполненной работы осуществляется в парах (ученики меняются тетрадями) (слайд № 7)

Количество баллов ученики заносят в оценочный лист.

Кто смог найти ССП на «отлично», на «хорошо»?
- Кто не ошибся в указании СПП?
- Молодцы!

Итак, кто является автором тех замечательных строк, с которыми вы работали?
Конечно же, эти строки принадлежат известному русскому поэту, нашему с вами земляку, Николаю Михайловичу Рубцову (слайд № 8). Николай Рубцов, А.Яшин, О. Фокина, А.Романов и многие другие поэты и писатели воспели красоту нашего края в своих поэтических произведениях, а замечательные наши земляки-художники, композиторы в картинах и в музыке.

3 этап. Проверка домашнего задания

А вы, ребята, любите свой родной край? Прочитайте предложения с разными синтаксическими конструкциями (простые и сложные), в которых вы рассказали о родном городе, вологодском крае. (Ответы учеников)
- Вернемся к тестовому заданию. Почему 1 и 3 группа вы не указали в ответах 3, 5, 8 и 11 предложения? (5 предложение - простое, остальные - сложные с бессоюзной связью).
- Почему вы считаете, что 3, 8 и 11 предложения относятся к бессоюзным сложным предложениям? По каким признакам вы это определили?
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» (запись в тетрадь)

4. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Какие цели и задачи мы сегодня перед собой поставим на уроке? Чему вы должны научиться к концу урока? (слайд № 10)
- Цели поставлены, будем стремиться к их выполнению.

5. Изучение нового материала. (слайд № 12)

Наблюдение над языковым материалом (тексты разложены на каждой парте)

1) Какие предложения перед вами? Охарактеризуйте их. Определите тип придаточных предложений в СПП. Замените союзные (ССП и СПП) предложения бессоюзными сложными предложениями (устно) Одинаково ли выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях? Проследите за интонацией. При подготовке к ответу используйте материал учебника на стр. 94-95

А) Когда настанет утро, отправимся в путь. (придаточное времени)
Б) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека. (придаточное причины)
В) Мы убеждены, что победа будет за нами. (придаточное изъяснительное)
Д) Лето припасает, а зима поедает. (ССП с противительным союзом)
Ж) В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. (ССП и соединительным союзом)

Итак, мы произвели синонимическую замену: заменили союзные сложные предложения бессоюзными предложениями. Что изменилось? Чем же отличаются БСС от ССП и СПП?

Делаем вывод : бессоюзное сложное предложение - это такое сложное предложение, части которого соединены только при помощи интонации и по смыслу без помощи союзов или союзных слов (слайд № 13)

Какими стали предложения ? (БСП более динамичнее, менее громоздкие и тяжеловеснее, чем СПП. Они отличаются живостью, легкостью, простотой, изяществом, а также емкостью, способностью окрашивать высказывание дополнительными оттенками значения)
М.В.Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» заявляет, что уменьшение числа союзов делает речь «важнее и великолепнее» (слайд №14)
«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых споек и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше»

2) Одинаковы ли смысловые отношения в союзных и бессоюзных предложениях?

Смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы. Поэтому смысловые отношения здесь более определенные, четкие. В бессоюзных же предложениях смысловые отношения выражаются менее четко. Не всегда дифференцируются. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме их помогают выявить различные знаки препинания.

Задание: Даны два простых предложения: Лес рубят. Щепки летят. Составьте всевозможные предложения разных синтаксических конструкций на основе этих простых предложений.

Варианты:

А) Лес рубят - щепки летят.
Б) Когда лес рубят, щепки летят.
В) Если лес рубят, то щепки летят.
Г) Лес рубят, и щепки летят.
Д) Во время рубки леса щепки летят.

Итак, проанализировав получившиеся предложения, мы видим, что одно и то же содержание можно передать разными синтаксическими конструкциями, которые, несмотря на смысловую близость, отличаются друг от друга. В ССП простые, входящие в состав сложного, равноправны; союз И подчеркивают последовательность происходящих событий;
В СПП есть главное и придаточное, к которому мы задаем смысловой вопрос от главного предложения.
В БСП простые предложения связаны друг с другом невидимой связью, при помощи интонации: понижение голоса в предложениях с тире, с повышением голоса в предложениях с двоеточием и с интонацией перечисления в предложениях с запятой и точкой с запятой.
Еще раз сделаем вывод, что БСП отличаются от союзных легкостью, живостью, простотой.
- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении? И от чего зависит выбор знака препинания в БСП? (слайд №15) В помощь вам я распечатала таблицу «Знаки препинания в БСП». Пользуйтесь ею сегодня на уроке.

Делаем вывод: Выбор знака препинания зависит от смысловых отношений, которые выражает интонация, а проверить можно путем подстановки союзов и замены синонимическими конструкциями СПП и ССП. (слайды №16-17)
- Где, как вы думаете, чаще всего используются БСП? (В основном в устной разговорной речи, но они широко используются также в языке художественной речи).
Ученице было предложено провести исследование: какими знаками препинания чаще всего пользовался А.С.Пушкин в своих произведениях, а также рассказать об истории знаков препинания.

Сообщение: Прочитав ряд произведений поэта, я пришла к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой с запятой, реже - двоеточием и совсем редко - тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. Родоначальником русской пунктуации стала точка. Она уже встречается в памятниках древнерусской письменности 11 века. В 15 веке появились запятая и точка с запятой, в 16 веке - двоеточие и вопросительный знак, в 18 в. - восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие. Тире одним из первых в русской литературе использовал Н.М.Карамзин.. Начало научному изучению пунктуации было положено М.В.Ломоносовым в «Российской Грамматике» . Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1953 году.

6. Этап первичного закрепления знаний. Контроль знаний и умений

А теперь пора применить теоретические знания на практике. Слайд №18

1 вариант . Попробуйте расставить нужные знаки препинания в тех бессоюзных сложных предложениях, с которыми мы уже работали, когда заменяли СПП и ССП бессоюзными (слайд №) и обоснуйте свой выбор.

2 вариант . Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, обоснуйте свой выбор. Скажите, кому принадлежат эти строки?

3 вариант. Работа с текстом.

Задание: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип и стиль текста. Какие виды тропов используются в тексте и какова их роль?

Тип текста - повествование с элементом описания, стиль - художественный. Тропы - эпитет, сравнение, метафоры. БСП - 1) - быстрая смена событий; 4) - условие; 5) - пояснение.

Проверка (слайды №19-21)

В качестве закрепления выполните тестовые задания по новой теме (на слайдах)

Ответы: 1-3, 2-3, 3-2, 4-2, 5-2, 6-2 (слайды № 24-29)

Домашнее задание

1) Упр. 214 или 215 (на выбор) слайд № 22
2) Творческое задание. Выписать 10 бессоюзных сложных предложений из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» или из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Подведение итогов. Рефлексия (слайд №23)

Итак, пришла пора подвести итоги урока. Смогли ли мы с вами выполнить цели урока? Чему вы научились к концу урока?
- Какую роль выполняют в нашей речи сложные бессоюзные предложения? (они дают возможность передать различные смысловые отношения более лаконично; помогают избежать излишней загруженности текста союзами)
Я думаю, что на следующих уроках по изучению бессоюзных сложных предложений мы применим и углубим знания, которые вы получили сегодня на уроке. Подсчитайте количество баллов. Спасибо за урок!

Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной

Вопрос

Средство связи

Пример

Определительные

Какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Изъяснительные

Падежные

Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Обстоятельственные

Когда? Как долго?

Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

Следствия

Что из этого следует?

К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

При каком условии?

Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

Меры и степени

До какой степени?

Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

Присоединительные

что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

СПП с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  2. Части неравноправны, вторая:
  • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
  • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
  • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

  • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
  • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

СП с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

Обобщающее слово при однородных членах предложения. Обобщающее слово - это слово, являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово. Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду), а также другие члены предложения и цельные словосочетания. Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены. В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций (с примерами): …обобщающие слова (ос): Ο,Ο,Ο. Всё в нем нравилось Арбузову: веселый характер, щедрость, утонченная деликатность. Ο,Ο,Ο - ос… Веселый характер, щедрость, утонченная деликатность - всё в нем нравилось Арбузову. ос: Ο,Ο,Ο - … Всё: веселый характер, щедрость, утонченная деликатность - в нем нравилось Арбузову.

Бессоюзное сложное предложение. Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ. Между частями бессоюзного предложения могут использоваться точка с запятой, двоеточие, тире.

Самая распространённая классификация бессоюзных сложных предложений - это классификация по значению.

БСП со значением последовательности:

Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.

БСП со значением пояснения:

Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины.

В такие предложения может быть мысленно подставлен союз а именно. Второе предложение поясняет первое.

БСП со значением дополнения:

Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.

Второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию.

БСП со значением причины:

Я обиделась на него: он был виноват передо мной.

Второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?

БСП со значением условия:

Захочу - всё будет по-моему.

Первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если.

БСП со значением следствия:

Прошёл ледяной дождь - столько деревьев поломало.

Второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части. Ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чего или так что.

БСП со значением времени:

Дождь перестал - дети побежали на улицу.

В первое предложение может быть подставлен союз когда.

БСП со значением сопоставления:

Делу время - потехе час.

Во второе предложение может быть подставлен союз а.

Примеры схем БСП:

[ … ], [ … ] - бессоюзное сложное предложение, например:

К вечеру потеплело,/ в саду расквакались лягушки.

[ … ] - [… ] - бессоюзное сложное предложение, например:

Я поднялась на третий этаж и подошла к двери -/неожиданно из-за неё раздался отчаянный собачий лай.

[ … ] : [ … ] - бессоюзное сложное предложение, например:

Услышав шум, я опустила глаза: /прямо передо мной пробежал ёжик.

Задание.

Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом. 3) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения. Вариант ответа №1. Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения. Вариант ответа №2. Значение причины передается через союз почему. Переделываем предложение: Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка. Союз действительно подходит. Варианты ответа №3 и 4. Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире. Таким образом, правильный вариант - ответ №2.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В 20-21 веках корейские города, выстроенные в гористой местности, уже не следовали китайской схеме: их улицы не были прямыми, а ансамбли дворцов и храмов, дозорных башен и крепостных сооружений вписывались в окружающий пейзаж, составляя с ним единое целое.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

и

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Упражнение

    Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.

    Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.

    Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.

    Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).

    Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).

    Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.

    Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).

    Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.

    Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

    Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.

    Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).

    И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).

    Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).

    Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).

    В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).

    Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).

    Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).

    Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).

    Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).

    Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

    Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).

    «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).

    Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).

    Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).

    Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).

    Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).

    Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).

    Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)

    Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).

    По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).

    Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).

    Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).

    Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

    Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).

    Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).

    Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).

    Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).